Компания Caterpillar Inc. запустила на своем заводе в Тосно (Ленобласть) линию по сборке карьерных самосвалов модели 773Е.
Хотя в большинстве сообщений на эту тему говорилось именно о самосвалах, на самом деле на этой небольшой линии будут собираться только шасси для «карьерников». На предприятии предполагается осуществлять сборку из комплектующих собственно шасси, сварку рамы (при этом не утончается, есть ли линия разделки листового металла), окраску, а также испытания шасси карьерного самосвала. Как заявил журналистам директор компании по производству в Европе и СНГ Мишель Лебран «В Тосно мы будем производить раму и шасси для 773Е, кузова будут собираться в Новосибирске». Катерпилларовский топ-менеджер также дезавуировал сообщения некоторых СМИ о том, что американский гранд строительного машиностроения вложил в линию 100 млн долл. Эта сумма – общие инвестиции Caterpillar в завод в Ленобласти, начиная с 2000 года. В новую линию было инвестировано всего10 млн долл., что, согласитесь, не так уж и много.
Генеральный директор Caterpillar по России и СНГ Мумин Азамхужаев сообщил журналистам, что в следующем году в России планируется выпустить 100 карьерных самосвалов, все они законтрактованы. В перспективе годовое производство шасси и рам модели 773Е планируется увеличить в три раза, однако сроки зависят от планов заказчиков.
«Первый выпущенный самосвал мы отгрузили для «Норильского никеля», — сказал М.Азамхужаев, уточнив, что стоимость одной машины составляет 700 тыс. долл. При этом он (кстати, бывший директор завода в Тосно) затруднился назвать объемы локализации, сославшись на то, что «их не считали». Учитывая, что все инвестиции в новое производство не дотягивают до стоимости 15 самосвалов можно предположить, что локализация исчезающее мала – типичная отверточная сборка.
Сообщается, что для начала производства самосвалов штат сотрудников завода будет увеличен на 100 человек и достигнет отметки в 500 работников.
Иностранные эксперты особенно активно обсуждают перспективы «схватки» на российском рынке между Caterpillar и БелАЗом. Всем понятно, что отпускная цена белорусской техники существенно ниже американской, однако американская компания может похвастаться более длительным сроком службы своей техники и меньшей стоимостью эксплуатации, что обеспечит экономические преимущества в долгосрочной перспективе.
Однако, как заявил финансовый аналитик «УралСиба» Николай Сосновский влиятельной деловой газете «The Moscow Times», обслуживающей зарубежный бизнес в России: «Если следовать нормальной логике, то такие производители высококачественной техники, как Caterpillarили Komatsu имеют неоспоримые преимущества. Но их продукцию могут покупать только крупные фирмы. Все зависит от ваших финансовых возможностей. Относительно мелкие российские компании все равно будут покупать БелАЗ, поскольку они не могут получить долгосрочный кредит на покупку иностранной техники под приемлемые проценты».
Высокопоставленный представитель Caterpillar Стивен Уиннинг подтвердил, что решение о развертывании производства шасси самосвала 773E в Тосно было продиктовано чисто коммерческими соображениями – приблизить продукцию к потенциальным покупателям. Уиннинг уточнил, что стоимость самосвала 700 тыс. долл. – это некая «средняя цифра». Она может значительно варьироваться «в зависимости от дилера, степени кастомизации и других факторов». Понятно, что для России отпускная цена будет, очевидно, всегда выше этой цифры.
В то же время аналитики предсказывают, что скоро России потребуются «тысячи и тысячи» карьерных самосвалов в связи с планами начать разработку залежей угля открытым способом, а также из-за неизбежного перехода к добыче золота от традиционной промывки к горнорудным технологиям. Разумеется, все эти проекты будут реализовываться в суровом климате при стремлении максимально быстро окупить затраты. Здесь скорее понадобятся в качестве машин «тупые железяки», а не «компьютеры на больших колесах».
И представляется, что Caterpillar полностью отдает себе отчет о своих перспективах: он собирается «отгрызть лишь кусочек рынка, а БелАЗ пусть остается на нем доминатором».
Когда Уиннинга спросили о перспективах производства новых моделей самосвалов Caterpillar в Тосно, он ответил хорошо и мудро: «Перед тем как побежать, нам хотелось бы сначала не торопясь пройтись пешком».
Интересная новость, что Caterpillar начал производство карьерных самосвалов в Тосно. Это может дать местным жителям новые рабочие места и усилить экономику региона. Надеюсь, продукция будет высокого качества, как обычно у этой компании.